vyachvyach (vyachvyach) wrote,
vyachvyach

Апрель в горном Крыму. Часть 3-ая - "Путь к Ай-Петри".

Наконец нашел время дописать. А то ведь не напишешь - материал умрет навсегда, не говоря уже про печать.

Схема нашего маршрута.
Надо сказать хороший и удобный переход для 3 ночевок,на карте отмечены зеленым значком.

Итак, покинув Серебряный водопад, держим путь к г.Ат-Баш, место красивое, а главное здесь есть хорошие, чистые родники, ведь до Ай-Петри больше воды не будет, поэтому даем небольшой крюк, но, это того стоит.
Пройдя Юсуповское озеро, идём по дороге 200 метров и на повороте с пролысиной уходим в леса по тропам.
Здесь на повороте хороше делать привал, небольшая полянка располагает к фотографии, тут и лук"Мускари", и пейзажи.

Держим путь на верх яйлы, с чудной видовой площадкой. Лес здесь прохладный, и чудноватый. Всегда хочеться художественно построить кадр, но не всегда слёту получается. Частенько свет не тот, мало время на обдумывание композиции, да и часто эмоции впереди паровоза. Но наверно, так как фотография не самоцель и не фото-охота в данном контексте похода - приходиться жертвовать не в её пользу, если это конечно не отмазка и не оправдание.
Тему реки вскрыли в прошлом посте, попробую вскрыть тему леса. Именно детали могут рассказать об этом живом существе-"ЛЕС".

Северные склоны крымских гор, начиная с отметок 500-700 метров, как правило, покрыты буковым лесом, его дубильные вещества особо не позволяют расти другим деревьям рядом, хотя и попадаются разные экземпляры других видов деревьев, таких как кизильник, граб, тис, редко сосна, дикие яблони и груши, очень редко береза, и др. Поэтому рассказ будет о Буке.

Удивительное дерево, в мебельной промышленности его широко использовали в стиле "модерн" из-за его возможности принимать на пару любые гнутые формы, сейчас им тоже не брезгуют в садовой мебели и прочее, правда не так изысканно как раньше.

Это дерево надо охранять от лесовырубок, я видел как рота солдат в заповеднике вырубала лесной массив. Почему Бука так много в Крыму? Думаю одна из причин его приживаемости на скальных грунтах - его поверхностная корневая система, которая цепляется за хорошо дреннированый грунт.

Иногда попадаются очень причудливые формы корней,

По этой же причине бук страдает в сильные ветра,

отсюда буковые леса как правило изобилуют сильными завалами, как молодых, так и старых деревьев.

Эти леса нуждаются в добросовестной чистке. Благодать таких лесов всегда на руку туристам, здесь не нужен ни топор, ни пила, и даже в самую дождливую погоду можно поднять костер, древесина очень твердая, горит долго и без едкого дыма, чего не скажешь про яйлы, где спасает горелка с газом, но и там в небольшом количестве в закрытых от ветра мест и воронках живет наш Бук.

Буковые леса всегда покрыты хорошим слоем листвы, что спасает в сильный дождь и снег от катка по грунту.
Вот остатки прошлогодней листвы

А вот совсем молодые (из раннего)

Кабаны, я, и другие жители лесов в восторге от орехов бука. Бук одно большое Благословение для режиссеров, фотографов, туристов, животных и всех остальных.

Закрывая тему о буковом лесе хочу показать панораму на Большой каньон и г.Сююрю-Кая с большим массивом буковых лесов.
Слева видна поляна у дороги где нужно уходить в лес на тропу.
(аккуратно при нажатии на картинку 5000 точек)

Пройдя лесничество к вечеру вышли к г.Ат-Баш, тут же виден перевал с дорогой.

На пути Ваня увидел лешего-охломона.

А вот вид с г.Ат-Баш на яйлу, пример смешанного леса бука и сосны, но бук здесь невысокий, ветер на яйлах поджимает всех и чем ближе к Южной кромке тем сильнее.

Где-то там наша воронка, хороше место от ветра, и чужих глаз, тут же и дрова.

внутри убежища, карст, как нибудь надо посветить его величеству отдельный пост .

ещё немного камня, люблю я его.

вертикальная расщелина

неподалёку оборудованный родник

там же недавно появилась памятная табличка

В своё время здесь сделали насыпь, появилось небольшое озерцо

Решил сделать панорамку
хорошо видна труба под перелив.

Фрагмент.

Местный абориген.

Дальше двинулись по яйле к г.Ай-Петри. Надо сказать, что Ай-петринская яйла весьма сложна по морфологии, здесь легко запутаться и сбиться особенно в непогоду,
пару лет назад здесь погибла группа детей, здесь очень суровая погода как и на всех яйлах, однако на айпетринской - самое большое количество осадков по всему Крыму,
также характерны сильные ветра и отсутствие воды. Всегда переходил эту яйлу поперек, а в этом году пошел вдоль, умудрились днем заблукать немного, но всё по порядку.

Местные виды.

Вот еще фрагмент смешанного леса, правда здесь не бук а береза, сзади крымская обсерватория.

Очень много разветвлений на дорогах в итоге нас стало сносить к абсерватории.

Никогда так близко к ней не подбирался.

Совсем обнаглел, удивительно что нас оттуда не погнали.
На переднем плане рабочая РЛС (радио-локационная система)

Местами попадались чудные лужи.

Еще одна.

г.Ай-Петри отсюда абсолютно не видно, потеряв все ориентиры позвонил другу, он сориентировал нас идти по компасу на юг от обсерватории, что мы и сделали,
взяли юг по азимуту спустя 5-10 минут увидели край мачты, которая как выяснилось позже стоит на Ай-петринском перевале, спустя пол часа увидели куда идти,

поломанные кривые зубья -отроги г.Ай-Петри.

вечереет, парень идет молодцом.

ищем место под стоянку, места тут красивые

тропа идет вдоль плоской горы между обсерваторией и Ай-Петри, именно она закрывает обзор изнутри к морю, здесь у ее подножия с видом на ай-Петри и заначевали.

Нашёл чумовую стоянку с реликтовым тисом и кострищем, вот фрагмент.

Еще и со снегом повезло в этом году его найти практически невозможно, но нам повезло, Ваня нашел пару карстовых разломов со снегом.

Утром была сильная дымка.

Поэтому не совсем повезло со светом, г.Ай-Петри.6-30 утра. Маемо що маемо!(укр.)

Вид с Ай-Петри, где-то в зарослях наше укрытие.

Ваня показывает где наша стоянка, пришли налегке, пока нет никого.

Погода совсем затянуло небо. Как выяснилось от Ай-Петри весьма удобная тропа вниз.
Эта сосна "Самолет" ее начало.

Спускаясь по тропе прощаемся.

Начало спуска.Виден край хребта.

На удивление тропа оказалась не очень сложной.

На пути отличные огромные сосны.

Шишки тоже в наличии.

Ну и на прощанье панорама на одной из видовых площадок.